Кто ты будешь такой?

«От того, как мы относимся к себе, зависит отношение окружающих», — так говорят мудрые психологи. Собственно, все зависит от самооценки, которая формируется с раннего детства, складывается из представления о себе, адекватного критичного отношения к имеющимся возможностям, веры в собственные силы и имеет три уровня: завышенный, нормальный и заниженный. «От того, как мы относимся к себе, зависит отношение окружающих», — так говорят мудрые психологи. Собственно, все зависит от самооценки, которая формируется с раннего детства, складывается из представления о себе, адекватного критичного отношения к имеющимся возможностям, веры в собственные силы и имеет три уровня: завышенный, нормальный и заниженный.

На то, каким будет «Я» ребенка, могут активно влиять родители. В раннем возрасте образ «Я» формируется, исходя из отношения близких взрослых. Ребенок думает, что он хороший, потому что все вокруг так считают. Это дает ему силы жить дальше и изучать этот мир. У большинства дошкольников самооценка завышена, что является нормальным для этого возраста. Кроме того, им еще трудно отделять свои действия от собственной личности в целом. «Сегодня я хорошая, потому что помогла маме помыть посуду». Именно поэтому они тяжело переносят сравнение со сверстниками.

Со временем дети учатся различать свои поступки и давать им оценку. Здесь огромное значение имеет мнение воспитателя, родителей, старших братьев и сестер. Хвалят ли они детские рисунки или неодобрительно качают головой? Заставляют извиниться перед товарищем, которого обидел, или не обращают внимания на то, что произошла ссора? Опираясь на оценки авторитетных взрослых, дети начинают видеть свои «плюсы» и «минусы».

По мере взросления самовосприятие становится все более реалистичным, отражающим действительное положение вещей. В возрасте 6-7 лет мнение ребенка о себе уже может не совпадать с мнением о нем окружающих, что говорит о том, что его образ «Я» сформировался. На самооценку школьника также влияет то, какой статус он занимает в коллективе, как к нему относятся учитель и одноклассники. Для подростков решающим в формировании самооценки становится вхождение в группу, признание сверстников.

Как сделать самооценку ребенка адекватной? Нормально оценивать действия и достижения ребенка, не перехваливать и не слишком ругать. Нужно и хвалить детей, и указывать на их промахи, при этом отделяя личность ребенка от его поступков. При этом постоянно показывая, как вы его любите. И если сравнивать его работу, то не с тем, что делают другие дети, а с тем, что он делал раньше.

Учитывайте возраст, тип темперамента, состояние здоровья, интересы, склонности, предпочтения ребенка. Если ожидания родителей слишком завышены, то малыш будет чувствовать себя неуспешным. Не требуйте от ребенка-холерика усидчивости, не заставляйте малыша заниматься музыкой или иностранными языками, если это ему дается с трудом, и так далее.

Малышу нужно достаточное количество внимания со стороны взрослого: не только участие и контроль, но и забота, поддержка, руководство. Избегайте обращений типа: «ты всегда…», «ты никогда…». Малыши реагируют не только на содержание беседы, но и на ее тон. И не слишком опекайте ребенка. Трудности дают ему возможность ощутить свой потенциал.