Мягкий лак реальности

«На моей фамилии вся Россия держится», — сказал герой культового сериала, тезка героя нашего рассказа.

«На моей фамилии вся Россия держится», — сказал герой культового сериала, тезка героя нашего рассказа.

Дмитрий Иванович Иванов представил выставку своей фамилии в Калужском выставочном зале Союза художников России. Три художника, три Иванова позволили взглянуть нам их глазами на нашу Родину.

Старший из них, Дмитрий Алексеевич (1883-1955), родился в семье столяра в Арзамасе, сам столярничал и преподавал в Нижнем Новгороде. На стипендию купца-мецената окончил с отличием училище, даже получил направление в Петербургскую академию художеств. Всю жизнь работая преподавателем технических специальностей, он не оставил живопись, а его работы экспонировались в Румянцевском музее (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина)! Одна из последних работ мастера представлена на выставке — «Улица Никитина зимой».

Его сын, Иван Дмитриевич (1909-1954), родился в Чистополе, позже работал на Подольском механическом заводе. Иван оканчивает Бауманское училище, работает в Центральной всесоюзной измерительной радиолаборатории в Горьком, да так успешно, что его направляют перед войной на стажировку в США. Его высокопрофессиональный труд на оборонном заводе отмечен наградой «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», званием «Почетный радист СССР».

Иван Дмитриевич был жизнелюбивым человеком, мир интересовал его, он не расставался с карандашом, блокнотом, фотоаппаратом. Прошел путь от рядового инженера до директора завода, но и тогда лично занимался его художественным оформлением.

Дмитрий Иванович Иванов родился в 1938 году в Горьком. После переезда семьи в 1950 году в Калугу Дима посещал художественную студию при Калужском Дворце пионеров. Там мальчиков, среди которых были будущие художники Ю. Епищин, В. Собинков, А. Тимофеев, учили И. Павлишак и В. Калашникова.

Позже Дмитрий закончил Пензенский политехнический институт, занимался в студии Дома художника. На КЗАМЭ молодой специалист работал над дизайном новой техники, промышленной графикой, в течение тридцати лет возглавлял бюро технической эстетики. Все свободное время инженер посвящал живописи и графике, объездил с пленэрами Карелию, русский Север, Калининград, Швейцарию. В 1980 году в Доме творчества «Челюскинская» в Подмосковье открыл для себя офорт. Термин это переводится как «крепкая вода», это углубленная гравюра на металле, выполненная при помощи травления кислотой.

Не на каждом открытии выставки увидишь такую толпу разновозрастных поклонников мастера, такие охапки букетов. И это признание не удивляет, когда смотришь на акварели, карандашную графику, офорты Дмитрия Иванова. Каждый домик с его листов хочется обнять. Его «мягкий» лак мягок не только по технике, а по сути. Вот облака тают над Боровским монастырем, следом Егорий-за-верхом укутался в снежные меха. Вот Оптина Пустынь, еще до восстановления, лохматится дикой травой.

Твердость руки и верность глаза деда Ивана Дмитриевича, «вырезавшего» в акварели ажур тропок, трав и листвы, нашли в офортах внука максимальное воплощение. Отдельная песня — Крым Дмитрия Иванова. Там, оказывается, не только здания в стиле модерн, но и деревья извивают свои стволы, женский стан.

Несколько признаний в любви приюту калужских художников — деревне Сивково, по словам их автора — «нашему Барбизону». Наверное, ни один забор и ни одна курица не остались неохваченными в этом уголке земли! Кажущаяся нерукотворность офортов мастера подобна тени листьев, копоти свечи, ряби на реке. Она добыта мужеством преодоления «невыносимой легкости бытия». Три поколения художников — инженеров-творцов Ивановых — сумели сохранить свой мир и передать его нам. Удержать бы!