Невидимые уроки истории

Вот и не верь после этого приметам! Земский собор в 1613 году избрал царем Михаила Романова, положившего начало новой династии. И чем это кончилось для царствующей семьи, а главное, для всей Российской империи? Вот и не верь после этого приметам! Земский собор в 1613 году избрал царем Михаила Романова, положившего начало новой династии. И чем это кончилось для царствующей семьи, а главное, для всей Российской империи?

Шутки шутками, но скорее грозная и горькая, чем торжественная, дата 400-летия дома Романовых должна наводить нас на размышления «кто виноват?» и «что делать?».

Выставка Калужского художественного музея «Династия Романовых и русская художественная культура» дает обширный материал для анализа. Экспозиция диффузно распределена по залам. Часть картин организаторы извлекли из запасников, часть перевесили для отражения реалий эпох, сменявших друг друга в чехарде веков. Действительно, только изобразительное искусство прошло путь от «парсуны» почти плоскостного портрета времен Алексея Михайловича до «Черного квадрата» Малевича.

Правомерно ли хоть как-то связывать его развитие с человеком на троне? И да, и нет.  Венценосцы и их родня обильно запечатлены на портретах разного достоинства. Унизанный жемчугами парик великой княгини Марии Федоровны, запечатленный в 1777 году А. Рослиным, любительские этюды императрицы Марии Федоровны — в одинаковой мере документы эпохи. Есть у историков сложная наука — источниковедение, помогающая находить в рукописях среди лжи, лицемерия, обмана и самообмана крупицы правды.

После прочтения «Истории Государства Российского» Карамзина, «Войны и мира» Льва Толстого, «Бориса Годунова» Александра Пушкина экспонаты говорят с нами живыми голосами.

Вот список Богоматери Феодоровской, которую получали в дар все иноземные принцессы при крещении, прежде чем стать невестами наследников престола. Именно поэтому они все получали отчество Федоровны.

А вот «Этюд Балканской войны», написанный гордостью Калужской земли Василием Поленовым. В 1876 году он добровольцем вступил в сербскую армию и героически воевал против турок, был удостоен боевых наград. Когда в войну вступили русские войска, художник был прикомандирован к ставке цесаревича Александра Александровича в качестве батального живописца.

Именно неровность дарования, искренность и, как следствие, проницательность художников делают выставку такой поучительной.

Вот кисть В. К. Демидова изобразила в стиле «самодержавие, православие, народность» предсмертный подвиг князя Волконского в Пафнутьев-Боровском монастыре в Боровске в 1610 году. А вот — визионерский опыт Михаила Нестерова — «Царевич Дмитрий»: на картине 1924 года венценосный отрок уже как бы воспаряет над землей с ее увядающей природой.

Прекрасное, доброе, проницательное лицо радостного человека — портрет художника Крамского кисти неизвестного собрата по цеху.

Жемчужина выставки — сепия «Пейзаж» гениального Федора Васильева. Графика создана двадцатитрехлетним художником в год смерти, и все в ней, как всегда на его работах, — смирение, тишина «края родного долготерпенья».

Социологи пришли к выводу, что реальные доходы членов общества разнятся больше, чем в десять раз, это грозит социуму крахом. Западная цивилизация сделала верные выводы из финала династии Романовых. Очередь осознания — за их Отчизной.