Ковчег спасения

Устный журнал «Корабль» расправил паруса в бальной зале Калужского краеведческого музея. Его вдохновитель, Татьяна Бабичева, посвятила новый выпуск непечатного СМИ Международному дню театра. Устный журнал «Корабль» расправил паруса в бальной зале Калужского краеведческого музея. Его вдохновитель, Татьяна Бабичева, посвятила новый выпуск непечатного СМИ Международному дню театра.

Гостями стали: Коза, привидение сэра Кентервиля, Натали Пушкина, Тарелкин и другие необычные личности — посланцы Калужского ТЮЗа.

Драгоценная мозаика из фрагментов спектаклей — «живых» и снятых на видео размышлений их авторов — вылилась в полуторачасовое панно. Ткань повествования сшивала из кусочков его ведущая и автор, директор ТЮЗа Валерия Визгова. Она с любовью представляла артистов, которые каждый день заставляют смеяться и плакать, а потом — размышлять, маленьких и очень взрослых зрителей.

«Премьером» вечера стал Станислав Гарталов, который предстал в трех лицах — Тарелкина в пьесе Сухово-Кобылина, Деда в «Козе-Дерезе» и привидения в сказке Оскара Уайльда. И каждый раз артист был убедителен, узнаваем и нов.

Возродившаяся после тяжелых дорожных травм, как феникс из пепла, Екатерина Крахмалева предстала в двух образах «чистейшей прелести» — Кристины, спасающей душу сэра Кентервиля, и Натальи Николаевны Пушкиной кисти Брюллова. Помните волны кружев, из которых возвышается лебединая шея, чистый лоб с ниткой жемчуга? В этом образе тень избранницы поэта писала ему письмо.

Кирилл Ланцев, Андрей Мохов, Анатолий Соцков, Екатерина Семина разыграли репертуар, как палитру чувств — от самых трогательных до беззаботно-веселых. Их создатель, Михаил Визгов, раскрыл свое кредо. «Будьте как дети!» — призывал он почтеннейшую публику. И даже детей сегодня нужно учить быть детьми — тех малышей, мировоззрение которых уже загрязнено расчетливостью, культом насилия и наживы. А что уж говорить о взрослых…

Одна журналистка, дипломированный психолог, написала в своей книге о встрече в некоем «высоком» кабинете. Его хозяин мечтал вслух: «Эх, если бы нашелся режиссер, который смог бы воплотить мой замысел… Представьте себе: детский театр, на сцене — пьеса. И вот в самый напряженный момент, скажем, убийства, из сиденья вылезает иголка и впивается прямо в задницу зрителя! Чтобы уж проняло!.. Правда, гениально?»

Такими иголками реальность и искусство утыканы ныне, как дикобраз. Визгов ставит на нечто противоположное. Он, как Ланселот в пьесе Шварца «Дракон», твердит в каждом спектакле: «Эй, вы! Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте — и вы будете счастливы!».

Однако «не здоровые нуждаются во враче, но больные». Те зрители, в основном дамы средних лет с высшим образованием, и без призывов артистов знают, что нужно пользоваться носовым платком, приходить на встречи вовремя, выполнять обещания, не крыть матом во всю Ивановскую. Вот бы показать эту на редкость гармонично сложившуюся программу студентам-старшекурсникам калужских вузов? Да еще с последующим обсуждением. Почему люди демонстрируют альтруизм так редко, что их потом на иконах рисуют?

Может быть, если такие миссионерские походы тюзовцев и других носителей культуры станут постоянными, дворникам будут платить зарплату, на которую можно прожить? Культура — Ноев ковчег народа, пустите ее в массы!