Что такое культура? Культ — «почитание», «возделывание». Кто же отправляет эту жречески-земледельческую функцию? Увы, в основном прекрасные дамы. Что такое культура? Культ — «почитание», «возделывание». Кто же отправляет эту жречески-земледельческую функцию? Увы, в основном прекрасные дамы.
«Я сделал бы директором клуба тебя, мой цветок, мой друг», — поет Борис Гребенщиков. Кто такой директор клуба?
Поговорить об этом мы пришли к заслуженному деятелю искусств России, главному режиссеру Калужской драмы, руководителю курса Калужского культпросветучилища Александру ПЛЕТНЕВУ.
— В училище давно существует эта специальность. Наш недавний завлит Любовь Васильевна Слепова делала там несколько курсов, самыми заметными были выпускники Игорь Кумицкий, Роман Федин, Сергей Иванов. Последний сейчас стал моим помощником на курсе, который готовит специалистов народного театрального творчества, режиссеров народных театров. Они приехали учиться из Козельска, Малоярославца, Мещовска, Думиничей, Жукова, Кременок. Эти 12 молодых людей будут учиться четыре года.
— Что они должны уметь — быть у себя в клубе и художником, и осветителем, и на дуде игрецом?
— Главное — внятная мотивация получить среднее театральное образование. Каждый подобный курс — модель театра. В нем должны быть сформированы театральные конфликты и технологии.
— Какие?
— Нужно создать и сохранить понятие партнерства. Мой помощник Сергей Иванов посвятил первое занятие тому, что студенты читали вслух «Этику» Станиславского…
— Люди повернуты на своей драгоценной персоне, и редко можно увидеть человека, который любит искусство в себе больше, чем себя в искусстве. Сейчас во главу угла поставлена конкурентоспособность. Это перечеркивает мушкетерский принцип «Один за всех — все за одного», когда каждый становился вчетверо сильнее?
— Да, конкурентоспособность в актерской, режиссерской профессии — главное. В «дикой» Москве она — основной критерий. Я вхожу на первый курс ГИТИСа. Никто там меня не ждет. Чтобы меня кто-то в мире театра ждал, мне нужно многих обойти на виражах. Театров мало, и, чтобы в них попасть, ты должен быть звездой ГИТИСа. Кроме того, в Москве ты чувствуешь конкуренцию культурного пространства, которой в Калуге нет и никогда не было.
— Что сейчас основа работы первокурсников?
— В первом семестре они делали этюды на публичное одиночество, с животными, беспредметные. Хотелось бы сделать модель джазового оркестра, чтобы под запись пять человек изображали музыкантов с инструментами. Это тяжелое задание. Но один раз у нас получилось… Во втором семестре начнется работа с текстами. На каникулы группе дали список из десяти пьес. Финалом первого курса будут фрагменты спектаклей. Интересно было бы поставить несколько — из одной пьесы. Я предложил «Фабричную девчонку» Володина.
— Через четыре года выпускники должны привезти в города и веси в своих головах готовые спектакли?
— Это будет зависеть от них. В декабре я был членом жюри «Дельфийских игр», видел очень много театральных коллективов из Обнинска, Калуги. В Обнинске даже есть свой фестиваль, на который съезжаются театры подобного формата.
— Мировую художественную культуру осваиваете?
— Картины очень подходят для анализа и построения мизансцен. Например, «Княжна Тараканова». В темнице Петропавловки — красавица в дорогом платье, волны наводнения подбираются к коленям, тюремные крысы карабкаются на табурет…
Если вы встретили утром в маршрутке с «Тайфуна» женщину в вечернем платье — это картина катастрофы. Она вчера что-то где-то отмечала и в результате оказалась не там, где следовало. Здесь в одном кадре — огромное количество информации. Одна студентка принесла картину Ульянова «Пушкин и Натали на балу». Они поднимаются по лестнице спиной к зрителю. И поэт оборачивается с настороженным взглядом. Это — чудо мизансценирования, готовая новелла.
— Какова основная задача первого года обучения?
— Начать ощущать себя в публичности и уметь при этом оставаться собой.
— А помните, в сказе Бажова «Малахитовая шкатулка» героиня, дочь резчика по камню, стала невестой князя. Привез он Настю во дворец, пообещав ей царицу показать. Входит Екатерина с возгласом: «Ну-ка, покажите мне эту невесту, что-то больно много про нее врут!» Настя обиделась и перешла в трансцедентность. Всегда человек на сцене — собственность зрителя, зависим от него.
— Макаревич пел: «Не дай вам Бог хоть раз зайти на сцену с той стороны, где дверь «Служебный вход».
— Какие компоненты воздуха сцены делают его наркотиком?
— Про это хорошо писал Юрский — полная власть над залом, над черной водянкой, в которой 700-900 пар глаз. Я видел это в спектакле театра Фоменко «Владимир III степени», где Юрий Степанов властвовал над залом, как Брайан Мей над стадионом «Уэмбли», когда вся его чаша взрывалась восторгом…
Комментарии
Больше по теме
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения
Токсичные запасы. Чем домашняя консервация опасна для калужан
«Горел зелёный, я поехал». В Обнинске столкнулись пожарная машина и маршрутка