Так важно быть родным

Судьба свела их во Владивостоке — на океанологическом исследовательском судне «Алексей Чириков». Владимир был рулевым матросом, а Ольга, отправившаяся в дальнее плавание за романтикой, — официанткой. Совсем не романтическая работа преподнесла девушке романтики вдоволь. Судьба свела их во Владивостоке — на океанологическом исследовательском судне «Алексей Чириков». Владимир был рулевым матросом, а Ольга, отправившаяся в дальнее плавание за романтикой, — официанткой. Совсем не романтическая работа преподнесла девушке романтики вдоволь.

Во время научно-исследовательских экспедиций она побывала на Гавайских островах, где наблюдала извержение вулкана, в городе Сан-Диего (штат Калифорния, США), на экваторе. Восхищалась необозримой гладью спокойного океана и дрожала от страха во время шторма.

За длительное пребывание и испытания в Тихом океане Ольга, как и ее будущий муж Владимир, были награждены знаком «За дальний поход».

Семейная жизнь Котовых началась в г. Кавалерово Приморского края. Он работал начальником горно-спасательной части, она — ночным воспитателем в детском доме. В Кавалерове родились у них дети — Павел и Анна. В 1995 году семья переехала из Приморья в Людиново. И опять пришлось переквалифицироваться. Но это даже интересно. Горный спасатель стал вначале участковым инспектором, а затем старшим инспектором по воспитательной работе в следственном изоляторе. А воспитатель детского сада освоила работу оператора газовой котельной.

Все шло своим чередом, росли дети, радуя родителей своими успехами. Анечка хорошо училась и в образовательной, и в музыкальной школах, писала стихи. Районная газета начала публиковать их, когда девочке исполнилось всего лишь… шесть лет. А в шестнадцать у нее уже были выпущены два сборника стихотворений и прозы. Впервые в истории Калужской области она, несовершеннолетняя, была принята в союз профессиональных литераторов.

В этом году Анна закончила Брянский университет, получив специальность «Финансы и кредит». Она ведет бухгалтерию в семейном бизнесе (вместе с родителями имеет несколько продовольственных магазинов). Анна счастлива в браке, воспитывает дочь.

Брат, Павел, старше Ани на три года, ему двадцать шесть. В ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» он заместитель начальника управления гарантийного и сервисного обслуживания. По направлению завода в этом году начал учиться по президентской программе подготовки управленческих кадров.

В свободное время Павел помогает осваивать компьютер, пользоваться принтером, работать с Интернетом своих пятерых сестер и брата, кои появились в их доме один за другим вроде бы неожиданно, но, по убеждению родителей, вполне закономерно.

Восемь лет назад в руки Ольги Анатольевны попал буклет комитета по делам приемной семьи Калужской области, где подробно рассказывалось о приемной семье как одной из форм жизнеустройства детей-сирот и о программе «Каждому ребенку — здоровую семью». Ольгу Анатольевну шокировало количество обездоленных ребятишек. Каково им живется в детском доме, а главное, что их ждет впереди — знала не понаслышке.

— У нас такой просторный дом, здесь должно найтись место хотя бы для одного несчастного ребенка, так ведь? — искала одобрения в глазах мужа.

А он и не возражал. Не раздумывая, согласились на увеличение семьи и Паша с Аней. Они помнили детдомовских детей еще с Приморья. Часто заходили к маме на работу и видели, как малыши, цепляясь за юбку воспитателей, называли их мамочками. Но, отработав смену, мамы уходили домой, к своим детям, а эти искали тепла уже у другой чужой тети.

Стать для угловатой с печальным взглядом Риты родителями оказалось непросто. В свои девять лет девочка училась в первом коррекционном классе. Она была вся в себе, учеба ей совсем не давалась. Ни писать, ни читать, ни считать даже до десяти не могла. Рита боялась оставаться одна дома, не понимала время, когда ей надо идти в школу, не могла запомнить номера машрутки, на которой ехать на учебу, не говоря уж о том, чтобы подогреть себе обед в микроволновке. И что самое страшное, девочка никак не шла на контакт ни с новыми родителями, ни с братом и сестрой.

Ольга Анатольевна оставила работу, с тем чтобы заниматься Ритой. Четырех с половиной месяцев непрерывного слаженного труда всех домочадцев хватило, чтобы приблизить девочку к себе, помочь ей не остаться на второй год в первом классе. А летом родители повезли ее во Владивосток, специально поездом, чтобы показать красоту необъятной Родины. Рита была потрясена увиденным. Во все глаза, с открытым от удивления ртом рассматривала Уральские горы, реки Обь, Енисей, Ангару.

— Это море? — восторженно спрашивала родителей, проезжая Байкал.

— Нет, это озеро, хотя и большое, как море. Настоящее море, Японское, ты еще увидишь.

Из того путешествия девочка вернулась домой другой. Более разговорчивой, заинтересованной. Она всем сердцем потянулась к Паше с Аней, а на родителей смотрела с умилением.

Сейчас Рита в восьмом классе. Не коррекционной, а обычной школы. В учебе не отстает, заботится о других приемных детях, ставших, как и она в свое время, членами котовской семьи.

Родных сестер-погодок Алину семи лет и Юлю Котовым сосватала, спустя два года после того как взяли Риту, специалист людиновской опеки и попечительства: «Жаль отправлять девочек в детский дом, они хорошие, я за ними давно наблюдаю. Мать у них спилась».

— Пусть едут в детский дом или к нам? — поставил папа вопрос на семейном совете.

— К нам! — последовал единодушный ответ.

(Окончание в следующем номере.)