Своё опытное поле

Ушли в далекое прошлое времена, когда в сельских школах мальчишек обучали вождению трактора. Был ли у них к этому интерес — трудно сказать. Но все же при выпуске кое-кто из наиболее отсталых учеников, у которых не было шанса поступить в вуз, оставался в деревне и продолжал работать на земле. Карьера, прямо скажем, не больно завидная. Ушли в далекое прошлое времена, когда в сельских школах мальчишек обучали вождению трактора. Был ли у них к этому интерес — трудно сказать. Но все же при выпуске кое-кто из наиболее отсталых учеников, у которых не было шанса поступить в вуз, оставался в деревне и продолжал работать на земле. Карьера, прямо скажем, не больно завидная.

Сейчас другие времена и иные методы профориентации. Но попрежнему неизменна катастрофическая нехватка в аграрном секторе рук и умных молодых голов.

Можно считать великолепным экспериментом открытие в Износковской школе агрокласса. Проект на первый взгляд предельно прост. Класс формируется из учеников, изъявивших желание в дальнейшем создать свой бизнес на земле. Вот вам и первое отличие от былой профориентации, когда учащихся склоняли к учебе в ПТУ с дальнейшей работой в колхозе на грязных фермах и на тракторных станциях, где катастрофически не хватало запчастей, где все делалось руками и не вырисовывалось никаких перспектив. Теперь ребятам предложено обучиться собственному делу.

Программа составлена так, что молодой человек за годы обучения познакомится с лучшим мировым опытом ведения агробизнеса, с основами рационального природопользования в рамках производства конкурентоспособных экологически безопасных технологий и продуктов питания. Им будут преподаны основы маркетинга и организации предпринимательской деятельности, особенности работы малых форм хозяйствования и современных агротехнологий.

Программа предусматривает проведение учебно-теоретических занятий, организацию экскурсий, подготовку и защиту исследовательских работ, проектов, бизнес-планов.

На первый урок собрались ученики восьмых, девятых, десятых классов. Гостями были представители министерства труда, занятости и кадровой политики, министерства сельского хозяйства, руководители профильных учебных заведений, хозяйств района. Все — кураторы учебного процесса.

Обращаясь к будущим аграриям, заместитель министра труда Ирина Батищева сказала замечательные слова: «Жизнью каждого человека движет интерес. Только тогда он может свернуть горы. Но вряд ли это можно сделать в задымленном суетном мегаполисе». И пожелала оставаться ребятам с такими же светлыми лицами и горящими глазами, научиться работать на себя, во имя своего собственного дела. В этом, кстати, обещала поддержку министерства.

Ежегодно представители техникумов и вузов едут в школы, чтобы заполучить как можно больше абитуриентов. Рассказывают о новых специальностях, об интересных кафедрах и, конечно же, о блестящих в дальнейшем перспективах. Сегодня им предстояло подписать соглашение о сотрудничестве с агроклассом.

На первом уроке будущие наставники больше говорили о секретах своего карьерного роста. Так, директор филиала «Тимирязевки» Александр Брылев рассказал, как он впервые ступил на Калужскую землю и сразу в нее влюбился. А директор Калужского аграрного колледжа Валерий Киселев к нам был направлен после окончания вуза, работал в совхозе-техникуме «Калужский» главным зоотехником и дорос до руководителя славного учебного заведения.

 В былые годы все эти жизненные примеры были бы неубедительны. Тяжелый, буквально каторжный сельский труд был малоперспективен. А сейчас комбайнер, сев за руль «Джон Дира», может работать в белоснежной рубашке, даже не промочив ее трудовым потом, — в кабине работает кондиционер. А на фермах? Какие тяжелые бидоны с молоком, какие тюки с сеном и тележки с навозом? Роботоферма — это полная компьютеризация, это абсолютное раскрепощение человека.

Класс слушал затаив дыхание. Всем были интересны биографии людей, успешно сделавших свою карьеру. Двадцать лет проработал в Износковском районе ныне сотрудник отраслевого министерства Сергей Фурсов. Так что ему, как никому другому, известны все преобразования последних лет. Появились новые программы, модернизация идет повсеместно. Но она немыслима без образованных специалистов. Об этом говорил и руководитель «Холмов» Петр Маркелов.

Но самым неожиданным было выступление Константина Злобина, человека, чья карьера сложилась блестяще. Он достиг своего олимпа, работая в различных финансовых компаниях Москвы, в том числе в самом модном «Инвест Банке». Поработал и в Италии. В общем, исколесил весь мир. Казалось бы, странное решение — приехать в небольшой поселок на заброшенную землю и начать все сначала. Так он решил возродить заваленное хозяйство «Извольское». Во имя начатого дела он даже урезал в восемь раз себе зарплату. Зато в летнюю страду своим механизаторам выплачивал до 50 тысяч рублей.

Класс замер. Сразу стало ясно — именно туда они с удовольствием поедут ставить свои опыты и писать первые ученые рефераты, тем более что новый хозяин щедро предоставляет ученикам кусок своей земли.

Что же касается рефератов, то многим учащимся это уже приходилось делать. Так, Женя Чеканов представлял свою школу на всероссийском конкурсе «Юннат-2012». Его труд был посвящен лекарственным травам. Теперь у него будут мудрые педагоги, новые предметы и земля, на которой он, уверена, что-то обязательно изобретет. А то, что в дальнейшем он останется работать на своей износковской земле, — это факт.