Кто-то теряет, кто-то находит

Вступление России в ВТО состоялось. Девятнадцать лет одни ждали этого события с нетерпением, другие, опасаясь, предостерегали. А кому-то на это было просто плевать. Вступление России в ВТО состоялось. Девятнадцать лет одни ждали этого события с нетерпением, другие, опасаясь, предостерегали. А кому-то на это было просто плевать.

Но что теперь говорить — что случилось, то случилось. Жаль, конечно, что квалифицированных дискуссий на эту тему не было, но и оставить сей факт незамеченным, естественно, не удастся. О предстоящей жизни в рамках ВТО мы беседуем с политологом Олегом КАЛУГИНЫМ.

Вы называете это событие социально-экономической хирургией. Но ведь своевременная операция чаще всего спасает.

—  Только следует учесть, что она будет растянутая во времени и с неплохой анестезией. (Здесь надо отдать должное российскому руководству.) И все же сильный стресс национальной экономике и всему обществу в целом обеспечен. Конечно, он будет не столь масштабным, как для Украины и Грузии, которые резко впрыгнули в ВТО. Но усиление экономической конкуренции очевидно. Не добавляют комфорта и существенные ограничения российского суверенитета в сфере внешней торговли. Негативных последствий будет предостаточно.

А вообще-то была ли альтернатива вступлению нашей страны во всемирную организацию?

— Разумеется, нет! Мы стали 156-м участником ВТО. Вопрос стоял не в плоскости «хотим или не хотим вступать». Он стоял совсем по-другому: мы будем либо изгоями, живущими в некоем коконе, в изоляции, или попытаемся занять комфортные ниши в глобальной экономике. Единственное, что можно было сделать, — это максимально затянуть процесс переговоров и выторговать максимум уступок для своей страны. Что и сделало наше руководство. Затянуть переговоры удалось, а по части уступок… Поживем — увидим.

Сейчас  многие политики и аналитики утверждают однозначно: ВТО есть удавка. Этой организации всё — не закон, она — в авангарде, и весь мир должен подстраиваться под интересы мирового рынка, а следовательно — под нее.

— Да, действительно, ВТО — весьма необычная международная организация формирующегося глобального мира. Не случайно она не вошла в ООН, являясь ее реальным конкурентом. ООН уже отжила свой век, а потому теряет свое влияние. Она была хороша в эпоху двухполюсного мира, когда мощные державы — СССР и США — противостояли друг другу, деля мир на две части. Сейчас мир изменился. Он стал глобальным, и ему нужны новые организации. И как в эту организацию России не вступить? Плестись в хвосте событий? Замкнуться на одной восьмой части суши? Не вариант!

В головах людей существует большая путаница относительно понимания феномена глобализации.

— Да, люди ее воспринимают как широкие международные связи, культурный диалог, Интернет, возможность путешествовать по планете. Все это так. Но это ее внешняя сторона. Суть понятия совсем в другом. Глобализация — это совокупность мировых процессов, при которых правительства государств (причем даже крупных и сильных) постепенно теряют реальную власть. Куда она уходит? А она постепенно передается глобальным структурам: международным организациям, транснациональным компаниям, мировым финансовым и информационным структурам. Именно международным игрокам государства передают значительную часть своего суверенитета. И что в этих условиях может сделать ООН, в которую входят эти увядающие государства? Ничего. А ВТО может многое, потому что в ее состав как раз входят глобальные финансовые и интеллектуальные структуры, имеющие реальную власть.

Выходит, что ВТО живет по принципу «что хочу, то и ворочу»?

— Можно и так сказать. Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента и правительственного органа любой страны.

Глобализация, глобализм — однокоренные слова. Эти явления подобны?

— Нет, это не игра слов. Это отдельное самостоятельное явление.

Глобализм — это политико-экономический режим, который отстаивает базовую ценность нового мира — мировой рынок. Глобализм — это признание того, что он превыше всего (выше экологии, выше культуры, религии, национальных особенностей, выше даже политики). Всё и все должны работать (подстраиваться) под мировой рынок. Как раз ВТО является юридическим воплощением глобализма. ВТО — это тело и интеллект мирового рынка.

(О плюсах и минусах вступления в ВТО продолжим разговор в следующий раз.)