Не ропщи на судьбу

В маленькой деревушке с певучим названием Жильково, что в Ульяновском районе, живет обычная русская женщина Ирина Васильевна Ефимова. Со школьной поры влюбленная в свою первую учительницу Валентину Николаевну Лесину, она решила, что тоже будет учить детей. Но обязательно в своей деревне, потому что лучшее нее для Ирины нет места на свете.

В маленькой деревушке с певучим названием Жильково, что в Ульяновском районе, живет обычная русская женщина Ирина Васильевна Ефимова. Со школьной поры влюбленная в свою первую учительницу Валентину Николаевну Лесину, она решила, что тоже будет учить детей. Но обязательно в своей деревне, потому что лучшее нее для Ирины нет места на свете.

Свою любовь, привязанность к родным местам она мечтала передавать ученикам. А еще, как любая женщина, мечтала о большой и дружной семье, такой, в какой выросла сама.

Без чего в жизни не обойтись

Юношеские грезы Ирины в общем-то сбылись. Получила педагогическое образование, приехала работать в свою школу, вышла замуж, родила четверых детей. Сегодня они почти взрослые. Дарья — студентка 2-го курса Калужского медицинского колледжа, Елена учится в 9-м классе, Олеся — в 6-м, а продолжатель рода Ефимовых Данила — пятиклассник.

Глава большого семейства Игорь Алексеевич с восемнадцати лет работал в колхозе трактористом, а когда в лихие девяностые хозяйство развалилось, стал отапливать школу. Сейчас работает санитаром в местном фельдшерско-акушерском пункте. Деньги там получает небольшие, но подрабатывает на строительстве гаражей, сараев, дач. Колодцы, переходы в деревне — это тоже дело рук Игоря Алексеевича, о котором с уважением и благодарностью отзывается глава администрации сельского поселения.

А Ирина Васильевна отдала своей профессии семнадцать лет. «Талантливый педагог, наделена душевными качествами. У нее сложилась своя система работы, накоплен богатый дидактический материал. Каждый ее ученик чувствует себя личностью. Она учит детей не только русскому языку, чтению, математике, но и воспитывает чувство прекрасного, уважение к старшим, любовь к природе, тому, без чего в жизни не обойтись. Она очень умело вовлекает своих младших школьников в активный учебный процесс. Внимательно изучает интересы каждого. Один любит рисовать, другой танцевать, у третьего появился интерес к математике, поэтому развитию творческих способностей детей уделяет большое внимание.

Ее класс-кабинет прекрасно оформлен: яркие наглядные пособия, карточки, схемы, творческие работы учащихся и… очень много комнатных цветов, за которыми ухаживает вместе с ребятами…» Это все отзывы коллег о педагоге Ефимовой, за которую они искренне радовались, когда та стала призером районного конкурса «Учитель года». Гордились, когда ее наградили почетной грамотой министерства образования Калужской области.

А чего ж не порадоваться: в далекой глубинке тоже есть достойные учителя! И их ученики поступают в дальнейшем в серьезные вузы, становятся уважаемыми людьми, хорошими специалистами.

Получилось!..

За семнадцать лет, что проработала Ирина Васильевна в школе, было все: радость и огорчение, победы и поражения. Это были для нее годы поиска, раздумий, открытий.

— Иногда приходилось все начинать сначала, — делится она, — но никогда я не пожалела, что стала учителем. Судьба… скажу ли я ей спасибо? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить в детях лучшие чувства, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребенок вдруг восклицал: «Получилось!» — и обретал веру в себя.

Победа ребенка, как ученика, так и собственных Даньки или Олеси, становится и ее победой, их радость — ее радостью. Но жизнь состоит не только из радостей. Огорчений в ней гораздо больше. И ученики далеко не все паиньки. Именно в такие минуты она говорила себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них». Годы работы в школе многому ее научили: принимать детей такими, какие они есть, бережнее к ним относиться, быть терпимей к ошибкам других, но требовательной к самой себе. Она поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что есть в детях, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю самому надо быть личностью, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность».

По словам Ирины Васильевны, дети и школа навсегда вошли в ее жизнь. День бежит за днем, лето сменяет осень, зиму — весна. Всякий раз встречая новый день, она задумывается, что принесет он ей? Будут ли счастливыми мгновения общения с учениками? О чем они спросят? Сможет ли она ответить на их вопросы?

Дети необычайно деятельны, верят в добро, справедливость, счастье. Только где оно, счастье? Как указать к нему дорогу? Возможно ли оградить их от всего дурного, что есть в нашей нынешней жизни? Как закалить?

Огонек доверия, светящийся в глазах Манечек, Ванечек, Леночек, так легко погасить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Как постоянно помнить о том, что в детской жизни нет мелочей? Вновь и вновь она прокручивает в голове прошедший день: где ошиблась, что не так сказала?

Утро, как правило, начинается у нее с улыбки. Пусть не всегда получается, но она к этому стремится, будучи убежденной, что улыбка сближает людей, вселяет уверенность. Улыбка — это ее приветствие, ее первое обращение к детям, пришедшим к ней за знаниями. Окидывая еще раз взглядом класс, видит, что Мишу сегодня надо подбодрить, сказать доброе слово, а с Наташей придется опять говорить по душам.

Как наше слово отзовётся

Детская душа желает приобщиться к чуду. Свою же роль она видит в том, чтобы помочь ребенку обнаруживать чудеса в окружающей жизни. И вместе они их находят — в стихах, в тончайших оттенках слова, в играх, занимательных упражнениях, конкурсных заданиях, в богатстве природы. Вместе пытаются искать ответы на волнующие вопросы. Ирина Васильевна радуется тому, что ее ребята не боятся их задавать.

— Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, — поясняет моя визави, — которую я назвала бы душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, в способности преодоления трудностей. А чтобы это равновесие стало возможным, учителям, да и родителям тоже, нужно помнить, что каждое наше слово, дело оставляют след в душе ребенка. Потом они обязательно вернутся к ним. И хорошие, и плохие. И кто в этом будет виноват?

Слово учителя должно быть душевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности, иначе ничего не состоится. Для нее прекрасен тот, кто видит красоту и неповторимость окружающего мира, умеет ею восхищаться, находить в обычном неожиданное, новое — в давно известном: и почему я раньше не замечал, как красивы ветви у березы, как хлопочут пчелы в саду!

Ей очень хочется, чтобы эту радость узнавания приносил ее ребятам каждый новый день. Ей очень хочется, чтобы они умели сострадать больным и старикам, чтобы научились понимать, какую палитру чувств могут вызвать незатейливые на первый взгляд картины родной природы.

Трагедия малых деревень

Беседовать с Ириной Васильевной — одно удовольствие. О своем классе, об уроках, о любознательных и не очень ребятах говорит так, будто только что вышла из класса. На самом деле в школе она уже не работает. Выпустила в прошлом году своих четвероклашек и… перевернула страничку школьной жизни: набора учащихся больше нет. Это большая трагедия малых деревень.

Сегодня в ее школе всего двенадцать учеников. На подготовку поступит один ребенок. Что дальше? Школу закроют? Но пока есть школа, в деревне теплится жизнь…

Без дела Ирина Васильевна не осталась. Ей предложили должность библиотекаря и три раза в неделю — 10 часов — подготовку детей к школе. Но ее коллектив, любимый, сплоченный, вдруг отказался отдать эти 10 часов. Она не могла поверить… Умом понимала — детей мало, часы — на вес золота, кому нужен лишний учитель? Но сердце не воспринимало случившегося.

Обиду пережила и зла ни на кого не держит. Со школьниками встречается ежедневно, поскольку библиотека находится в том же здании, что и школа. Свободное от занятий время ребята — у нее в библиотеке: читают, играют, рисуют, участвуют в читательских конференциях, готовят концерты.

— Я не учитель, библиотекарь. К этой мысли нужно было привыкнуть, — с грустью говорит Ирина Васильевна, — особенно тяжело было в сентябре: звенит звонок, но не для тебя… Тем не менее я благодарна судьбе, ведь нить общения с детьми не прервалась, по-прежнему я даю им знания, но уже в другом качестве…